Дом дядюшки Вода
Утром, после завтрака, Рут не выдержала и стала просить дядюшку рассказать о себе и о своих делах. Старый Вод обычно уклонялся от таких разговоров, но, взглянув на умоляющую рожицу девочки, не смог ей отказать.
— Дом, в котором я живу,— начал свой рассказ дядюшка Вод,— построен по проекту величайшего архитектора всех времен и народов М., жившего в XIX веке. Собственно, это не дом, а большой семиэтажный дворец, в котором проживают многие мои друзья, коллеги, а то и просто знакомые.
— Нельзя сказать, что у всех нас добрый, ровный и покладистый характер. Кто-то с кем-то дружит, а иной стремится избежать этой дружбы; некоторых водой не разольешь, а других никогда вместе не увидишь. Тем не менее мы прекрасно уживаемся в нашем замечательном доме.
— На первом этаже — большой холл и всего три жилые комнаты. В одной из них живет мой сосед, сэр Гел (я о нем еще расскажу), а две другие — занимает ваш покорный слуга.
Всего по восемь квартир на втором и третьем этажах, поэтому их вместе с первым, мы называем малыми этажами. На верхних, больших этажах, комнат гораздо больше: на четвертом и пятом — по восемнадцать, на шестом — тридцать две.
Седьмой этаж еще не достроен, но по проекту там тоже планируется тридцать две квартиры. Так, что нас ожидают впереди радостные и интереснейшие новоселья. Ведь каждый жилец нашего дома — это яркая индивидуальность.
Правда, члены двух фамилий с первого взгляда удивительно похожи, есть даже близнецы, однако присмотришься повнимательней и увидишь, какие они разные.
— Нужно сказать об особенностях нашего дома и о его удивительной гармонии. Во- первых, переходы от одного этажа к другому устроены в виде спирали. Чтобы подняться на верхние этажи, мы проходим по лестнице, а затем по длинному коридору следующего этажа. Из каждого такого коридора отдельные двери ведут в комнаты жильцов.
— Во-вторых, глубоко продумано в доме расположение квартир по этажам, и распределены они (квартиры) с учетом родственных связей между жильцами. Родичи по прямой и боковой линиям могут ходить друг к другу в гости, минуя коридоры на этажах, потому что комнаты по всей высоте дома находятся строго одна над другой, а между ними имеются переходные лесенки.
— Только две большие семьи (я уже о них упоминал) живут вместе. Учитывая их фамильные традиции, для них
впервые осуществил превращение химических элементов, получив из азота кислород. Он же добился, чтобы Кюр, Берк, Калиф и Мен получили прописку в нашем доме. Сами подумайте, разве эгоист стал бы заботиться о совершенно чужих людях?
— Необычна и родословная сэра Гела. Так уж случилось, что родился он в семье астрономов, которые шутили, что сыночка принес им не аист, а солнечный лучик в 1868 году. Сохранились сведения о пребывании мальчика в Италии, Америке и, наконец, в Лондоне.
— В юности Гел увлекался воздухоплаванием, строил аэростаты, воздушные шары, дирижабли. Со временем страсть эта не исчезла, но сейчас сэра Гела чаще можно встретить в просторах космоса, на звездах и в туманностях Вселенной.
— Его стремление путешествовать настолько сильно, что удержать Гела на Земле, пожалуй, невозможно. Правда, в последнее время он увлекался подводными исследованиями и зарекомендовал себя отличным акванавтом.
сделали исключение и выделили этим семьям отдельные флигеля, одной — на шестом, другой — на седьмом этаже.
— Здесь нужно еще раз обратить внимание на прозорливость архитектора. Ведь на первом этапе планирования дворца поступило всего шестьдесят три заявки на место жительства в нем. Однако архитектор М. учел возможные демографические изменения и заложил в проекте около тридцати квартир в расчете на перспективу. И он не ошибся, сейчас в нашем доме прописано сто пять жильцов. Краем уха я слышал, что квартиры 106— 108 тоже уже кем-то заняты, хотя имен этих жильцов еще не знаю.
— Кстати, недавно обнаружилось, что двое жильцов живут в доме по фальшивым документам. Но я думаю, что это со временем выяснится и домоуправление наведет порядок.
Дядюшка немного помолчал, видно о чем-то вспоминая, и с доброй улыбкой продолжил:
— Жильцы наши — прекрасные труженики и интересные собеседники. У каждого из них своя история, свои обязанности, свое любимое дело.
— Расскажу о своем соседе. Сэр Гел — родоначальник благородной фамилии. С виду он выраженный индивидуалист: ни с кем не заводит дружбу. Но поверьте мне, я знаю, что в душе он добр,— и сам нередко страдает от своего одиночества. Сэр Гел — настоящий исследователь и крупный ученый. Именно он.
— Естественно, о сэре Геле можно было бы рассказать еще много интересного и удивительного,— дядюшка улыбнулся, хитро подмигнул,— но будет лучше, если вы о нем прочитаете сами. Заодно и вы, читатели, ответите на следующие вопросы: Кто автор проекта дома дядюшки Вода и что это за дом? Что вы знаете о семи этажах дома и жильцах на каждом этаже? О каких двух семьях говорится в рассказе и, каковы их фамильные традиции?
Почему дядюшке Воду выделили в доме две квартиры? Сколько квартир предстоит заселить еще на седьмом этаже? Для каких жильцов архитектор М. предусмотрел пустые или запасные квартиры в своем проекте? Что вы знаете о безымянных жильцах, о близнецах, о жильцах с фальшивыми документами? О каком домоуправлении упомянуто в рассказе? Кто такие родичи по прямой и боковой линиям? Что вы знаете о сэре Геле? В чем его заслуга в превращении азота в кислород и в выделении квартир для Кюра и других жильцов? Какое отношение имеют астрономы и солнечный лучик к рождению Гела? Что он делал в Италии, Америке, Лондоне? Какое отношение Гел имеет к воздухоплаванию, космосу, подводным исследованиям? Почему Гела нельзя удержать на Земле?
«Химия на досуге», Г.И. Штремплер