|
Развитие флексопечати в России определяется все возрастающим спросом на упаковку в целом. В последние годы, в связи с развитием конкуренции на пищевых рынках (которые являются основными), предъявляются более жесткие требования к гибкой полимерной упаковке. Так, по результатам анкетирования посетителей супермаркетов Москвы и Екатеринбурга, проведенного летом прошлого года по заказу екатеринбургской компании «Уралпластик», можно лишний раз сделать вывод: упаковка — второй, после цены, фактор, влияющий на первую покупку того или иного продукта. Следовательно, выбор качественной упаковки с хорошей полиграфией — залог успеха каждого производителя массовых товаров. К тому же, современные производители постепенно запускают современные технологические линии по производству продуктов питания, стремясь выйти в сегмент класса «премиум», где уже многие годы превалируют западные поставщики. Упаковка при этом по своему внешнему виду и качеству, разумеется, должна соответствовать классу продукции. Широкое присутствие иностранных печатников в СНГ, несмотря на высокие трансакционные издержки, объясняется следующими основными факторами: дефицитом мощностей, производящих сложную печать, и использованием печатниками дешевых полуфабрикатов. Кроме того, большинство из них не может обеспечить требуемое качество упаковки, что связано с невозможностью передать при печати требуемое количество цветов и полутонов, а также, к сожалению, со значительным процентом брака. Специалисты сходятся во мнении, что импортная продукция оправдывает себя в том случае, если российский производитель не может из-за особенностей сырья, технологий и т. д. удовлетворить запросы клиентов по качеству упаковки. «В то же время отечественный рынок активно развивается и через несколько лет крупные отечественные производители в целом смогут заместить импорт», — считает Максим Вайнберг, директор по развитию компании «Уралпластик» (Екатеринбург). Эта компания на протяжении уже многих лет является ведущим игроком в Уральском, Сибирском и Дальневосточном регионах. По оценкам специалистов компании, на целевых сегментах доля «Уралпластика» приближается к 8 %. Однако в некоторых из них, например, на рынке СМС, она доходит до 50 %. Сегодняшние позиции предприятие завоевало благодаря выбранной стратегии предоставления по возможности полного комплекса услуг, начиная с производства пленки и заканчивая разработкой дизайна упаковки, а также послепродажным сопровождением продукта. На «Уралпластике», по сравнению с другими региональными предприятиями, высокий уровень технологической базы и многолетний опыт производства гибкой полимерной упаковки. Реальными конкурентами «Уралпластик» считает всего несколько компаний, и те расположены в Центральном регионе России. Это ЗАО «Мультифлекс» (Москва), ЗАО «Эдас Пак» (Москва), ЗАО «Конфлекc СПб», компания «Охта» (Санкт-Петербург), ЗАО «Славника» (Переславль-Залесский). Касаясь вопроса качества отечественной упаковки с печатью, Максим Вайнберг отмечает, что в целом на рынке уровень остается невысоким. Качество печати для потребителя сегодня — это, прежде всего, соответствие цветопробе и повторяемость изображений. А добиться этого могут только компании с отлаженным технологическим процессом и квалифицированным персоналом. Поэтому очень большое значение имеет время присутствия компании на рынке. Оценивая состояние рынка флексопечати в Северо-Западном регионе, Надежда Пантелеева, директор по маркетингу ЗАО «Конфлекc СПб», сообщила, что здесь в полной мере действует правило Паретта, согласно которому 20 % клиентов приносят 80 % прибыли, а 20 % действий — 80 % результата. Применительно к рынку данное утверждение можно перефразировать следующим образом: 80 % рынка удерживают 20 % игроков, а 20 % рынка — 80 % игроков. При этом 20 % игроков — это примерно десять компаний, которым принадлежат различные доли рынка: от 5 % до 15 %. Долю собственного предприятия на «Конфлекc СПб» определяют равной 5 %, т. е. причисляют себя к десятке лидеров. К своим ближайшим конкурентам «Конфлекc СПб» относит такого серьезного регионального игрока как ООО «Полиграфоформление-Флексо» (Санкт-Петербург) — одно из производств ОАО «Полиграфоформление», история которого насчитывает более 120 лет (предприятие существует с 1879 г.). Доля на рынке ООО «Полиграфоформление-Флексо», по мнению Надежды Пантелеевой, составляет 7 %. В любом случае, следует учесть возраст «Конфлекc СПб», которому всего 2,5 года (компания образована в июне 2001 г.), результаты для столь непродолжительного срока достаточно весомые. Сравнивая себя с конкурентами, «Конфлекc СПб», неоспоримым преимуществом перед многими считает портфель заказов, который состоит из упаковочной продукции для различных сегментов. Подобный подход позволяет нивелировать сезонные колебания спроса на упаковку в различных отраслях. Для «Полиграфоформления» характерен уклон в сторону кондитерской упаковки. С одной стороны, очевидное преимущество — доскональное знание сегмента и отточенность технологий, с другой, — ощутимая зависимость от сегмента. На рынке рулонной упаковки украинское ООО «Наргус» появилось в 1997 г. Относительно небольшое украинское предприятие планирует со временем составить некоторую конкуренцию российским производителям, поставляя в примыкающие к Украине регионы свою продукцию. В этой связи была налажено сотрудничество «Наргуса» с ООО «Пищевая упаковка» (Белгород). Директор по продажам компании «Наргус» Олег Михайлусь реально оценивает возможности предприятия: по его словам, доля «Наргуса» не будет значительной для российского рынка. Однако Россия — страна со стабильно растущим спросом, а с некоторыми производителями (ЗАО «Верофарм (Воронеж), Самарской и Тольяттинской кондитерскими фабриками, кондитерским комбинатом «Кубань», Белгородским и Краснодарским хладокомбинатами и др.) у «Наргуса» уже налажены регулярные поставки. Как показывает опыт, Россия — хороший рынок сбыта, интерес российских компаний к украинской упаковке постепенно растет. Олег Михайлусь считает, что клиентам нужен надежный поставщик и неважно, на территории какой страны расположено его производство. Расходы на транспортировку, когда предприятие находится в относительной близости от Украины, незначительно влияют на цену готовой упаковки, а ее качество стабильно остается на достаточно высоком уровне. Интересно, что даже на территории Украины заказчики стараются наносить печать на русском и украинском языках. К серьезным игрокам украинского рынка «Наргус» причисляет ОАО «Укрпластик» (Киев), которое производит не только современную упаковку с высококачественной печатью на основе собственных полимерных пленок, но и многослойные упаковочные материалы, а также ЗПУ «Блиц-флекс» (Киев), который входит в состав крупного полиграфического предприятия Украины ЗАО «Холдинговая компания “Блиц-Информ”».
|
|