Главная / Статьи / Аналитическая химия и шедевр Ван Гога Карта сайта | Контакты

Аналитическая химия и шедевр Ван Гога

9 июля 2014

Как правило, аналитическая химия у многих ассоциируется с фундаментальной наукой. Но иногда она тесно пересекается с искусством. Как в том случае, когда химики-аналитики помогли хранителям музея разобраться с происхождением серого налета, который загадочным образом появлялся на полотне Ван Гога.

Опасность усугублялась тем, что слои краски становились очень хрупкими и в любой момент могли осыпаться.

Исследователи из Университета Антверпена обнаружили, что пигмент кадмиевый желтый, с которым работал художник в то время, когда жил в Париже, получают из сульфида кадмия, который, в свою очередь, через какое-то время может окислиться до сульфата кадмия, если на поверхность полотна действует влага, кислород, находящийся в воздухе, или оно подвергается ультрафиолетовому облучению. Однако обычно сульфад камния образует кристаллы белого цвета.

Серый налет возникал на полотне Ван Гога «Цветы в голубой вазе». Исследователи установили, что в образцах используемого пигмента, содержится большой процент оксалата кадмия. Это странно, поскольку такая ситуация больше характерна для фресок и других росписей, которые находятся на открытом воздухе. Однако вскоре загадка была разгадана. Источником щавелевой кислоты, под действием которой образуются оксалаты, был лак, которым картину покрывали уже после смерти художника. Пока ученые не пришли к единому мнению, в каких условиях должна храниться картина для того, чтобы проблема больше не появлялась. Тем не менее, уже ясно, что протирание ее поверхности хлопковым тампоном, смоченным в воде, не даст нужного результата. Надо искать более безопасный метод для ухода за картиной. Так что это может стать еще одним очень интересным направлением для аналитической химии.